ressina-privivka.ru

Здоровье РОССИИ - национальное достояние.
  • Сегодня читают
  • Сегодня обсуждают
  • Вопрос пластическому хирургу
Прививка Татьяны Рессиной » Дети наши » Портрет первоклассника. Успехи ученика зависят от образования мамы

Портрет первоклассника. Успехи ученика зависят от образования мамы

Ученые выделили четыре группы первоклассников, сохраняющих свои характеристики до конца учебного года. Какие это дети?

 

В России впервые было представлено исследование "Портреты первоклассников". Институт образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" представил исследование "Портреты первоклассников: закономерности когнитивного и некогнитивного (личностного и социально-эмоционального) развития детей". В основу работы легли результаты проекта IPIPS (The International Performance Indicators in Primary Schools project), в рамках которого проводилась стартовая диагностика и оценка прогресса детей за первый год обучения в школе.

 

"Современный учитель начальных классов особенно остро сталкивается с проблемой чрезвычайно разнородного стартового уровня детей на входе в школу", — сообщила одна из авторов этого исследования Елена Карданова, подчеркнув, что дело не только в когнитивном или некогнитивном развитии детей, но и в социально-экономическом положении семей, дошкольном опыте детей и ряде других факторов. Как отметила эксперт, на развитие ребенка в начале года влияют такие семейные характеристики, как образование матери, вовлеченность родителей, посещаемость детского сада и даже количество книг в доме.

 

Исследование выделяет четыре группы первоклассников, сохраняющих свои характеристики до конца учебного года. Так называемые, "звездочки" отличаются независимостью, имеют склонность к лидерству среди одноклассников, но им бывает трудно согласовывать свои позиции с другими людьми, что может приводить к конфликтам. Авторы исследования утверждают, что у таких детей отличные результаты по шкалам "чтение" и "фонологическая грамотность", а их семьи отличает насыщенная образовательная среда. 74% матерей таких детей получили высшее образование, они вовлечены в занятия с детьми, у большинства семей дома имеются достаточно крупные библиотеки. 92% "звездочек" посещали детский сад в последний дошкольный год.

 

Вторая категория детей — "неорганизованные" – имеют средний уровень когнитивного развития (чтение, математика и пр.) и ниже среднего результаты по некогнитивным шкалам (уверенность в себе, поведение в классе и пр.). "Эти дети еще не привыкли к школьной среде, не нашли себе друзей, им некомфортно в школе, хотя по математике и чтению они успевают довольно хорошо", — говорится в исследовании. Также отмечается, что такие дети иногда нарушают школьные правила, бывают слабо адаптированы к школьной обстановке, а их коммуникационные навыки находятся на относительно низком уровне. Как показывает статистика, 2/3 их матерей получили высшее образование. Вместе с тем, родители детей из этой категории  вовлечены в жизнь своих детей, как и родители "звездочек".

 

"Общительные" — третья категория первоклассников, чьи некогнитивные способности выше среднего уровня, а когнитивные — ниже среднего. В исследовании они описываются как уверенные в себе дети, относительно хорошо адаптированные к школе, не испытывающие особенных трудностей в общении со сверстниками, показывающие средний уровень школьной успеваемости. "Эти дети растут в более бедных условиях, 60% их матерей получили высшее образование, уровень родительской вовлеченности значительно ниже, чем в первой группе", — говорится в исследовании.

 

К четвертой категории относятся "не проявившие себя" первоклассники, которые имеют самые низкие показатели по всем оцениваемым характеристикам среди прочих групп. "Эти дети происходят из семей с самой бедной средой, их родители проводят с ними немного времени, высшее образование есть меньше, чем у половины матерей, и только у 22% семей дома имеется более ста книг", — отмечается в исследовании. Любопытно, что в этой категории самый высокий процент мальчиков (61%).

 

По мнению Елены Кардановой, на основании полученных результатов можно предложить учителям рекомендации о наилучших стратегиях взаимодействия с детьми из разных групп. "Например, работая со "звездочками", нужно учить таких детей взаимодействовать со сверстниками: задания должны быть трудными и включать в себя необходимость договариваться или совместно распределять роли среди членов группы", — отметила эксперт.

 

Особое внимание, по ее мнению, следует уделить группе "непроявленных". "Детям из этой группы может потребоваться индивидуальная работа с учителем", — отметила она, добавив, что учитель должен поощрять успешное выполнение даже самых простых заданий и вовлекать таких первоклассников в классную деятельность (помочь учителю раздать материалы и пр).

 

В исследовании также говорится, что портрет, который был нарисован в начале учебного года, остается аналогичным и в конце года. РИА Новости

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Фото дня